Артикуляционная гимнастика

II. Артикуляционная гимнастика для звуков Л,     Л,


IНаказать непослушный язык.
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его  широким, распластанным.
Описание: слегка приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10 до 5-10.

II. Вкусное варенье.
Цель: укрепить мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать
         подъём широкой передней части языка.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.

III. Качели.
Цель: укрепить мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика
         языка, умение им управлять.
Описание: рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Широкий язык прикасается к верхним зубам, а затем к нижним.

IV. Пароход гудит.
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы.

V. Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл – бл».

VI. Пощелкать кончиком языка.
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

VII. Беззвучно пощелкать кончиком языка.
Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить                       место языка при произнесении звука  Л.
Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.   

VIII. Фокус.
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Описание: рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.
Методические указания: следить, чтобы нижняя часть была неподвижной. губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.



II.Артикуляционная гимнастика для звуков Р    ,     Р,

I.                   Чьи зубы чище?
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

II.                Маляр.
Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад.

III.             Качели.
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Описание: рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Широкий язык прикасается к верхним зубам, а затем к нижним.

IV.            Грибок
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движения языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Описание: рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей полостью к нёбу и удерживать в таком положении под счет.

V.               Гармошка.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Описание: рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык к нёбу и не опуская языка раскрывать и закрывать рот.


VI. Вкусное варенье.
Цель: укрепить мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать
         подъём широкой передней части языка.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.


VII. Фокус.
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Описание: рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.
Методические указания: следить, чтобы нижняя часть была неподвижной. губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

VIII.Кто дальше загонит мяч.
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посредине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

IXАвтомат.
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
Описание: широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали.
Методические указания: Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

X. Автомат – 2.
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Описание: рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «т-т-т» - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

XI. Барабан.
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным, развивать его подвижность.
Описание:
         а) рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «д-д-д». Сначала звук Д произносить медленно, постепенно темп убыстрять;
         б) рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо слоги «да-ды». При произнесении слога «да» язык отводится к центру нёба, при произнесении «ды» - перемещается к бугоркам за верхними зубами.
Методические указания: сначала выполнять медленно, а затем темп убыстрять.

XII. Лошадки.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движения языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Описание: улыбнуться, широко открыть рот и пощелкать кончиком языка, как щелкает лошадка.



II.Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

1.Лопатка.
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении по счет от 1 до 5-10.

2.Чашечка.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краёв и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Описание: рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживать язык под счет 1 до 5-10.

3.Качели.
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Описание: рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Широкий язык прикасается к верхним зубам, а затем к нижним.

4.Грибок
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движения языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Описание: рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей полостью к нёбу и удерживать в таком положении под счет.

5. Вкусное варенье.
Цель: укрепить мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать
         подъём широкой передней части языка.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.



6.Гармошка.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Описание: рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык к нёбу и не опуская языка раскрывать и закрывать рот.

7. Фокус.
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Описание: рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.
Методические указания: следить, чтобы нижняя часть была неподвижной. губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.


8.Кто дальше загонит мяч.
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посредине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
 II.Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

1.Загнать мяч в ворота.
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, который лежит на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания: 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка поддерживать пальцами.
2.Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

2. Наказать непослушный язык.
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его  широким, распластанным.
Описание: слегка приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10 до 5-10.

3.Сделать язык широким.
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Методические указания: 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3.Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу. 4.Боковые края языка должны касаться углов рта. 5.Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

4.Кто дальше загонит мяч.
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посредине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

5.Почистим зубы.
Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

II.Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков.

1.Сделаем горку.
Цель: добиваться подъема задней части спинки языка к нёбу.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка оттянуть от нижних резцов, а заднюю часть языка высоко поднять вверх и прижать её к мягкому нёбу – «крутая горка». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10, затем опустить язык.

2.Катушка.
Цель: развивать подвижность, точность движений передней – средней частей спинки языка.
Описание: выдвинуть переднюю часть спинки языка вперед (язык как бы выпадает изо рта), кончик языка зафиксировать у нижних резцов.
Методические указания: тщательно следить за фиксацией кончика зыка у нижних резцов.

3.Кто сильнее.
Цель: вырабатывать направленную воздушную струю, добиваться подъема задней части спинки языка к нёбу.
Описание: при широко открытом рте высоко поднять заднюю часть языка, прижать её к нёбу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесённой ко рту.
Методические указания: упражнение выполняется в умеренном темпе с фиксацией кончика языка у нижних резцов.

4.Спрячем горку.
Цель: укрепить мышцы языка, развивать подвижность задней части спинки языка.
Описание: поднимание задней части спинки языка с одновременным широким открыванием и закрыванием рта, кончик языка зафиксировать у нижних резцов.

5.Почмокивание.
Цель: добиваться подъема спинки языка.
Описание: кончик языка упереть в нижние зубы, «почмокать спинкой языка несколько раз.

6.Губы сомкнуты – поднимание верхней губы по счет, губы сомкнуты – опускание нижней губы под счет.

7.Напряженное смыкание губ – расслабление под счет.



II. Артикуляционная гимнастика для смычных и щелевых звуков.

1.Оттягивание вниз нижней губы (при этом обнажаются нижние зубы).

2.Поднимание верхней губы. Обнажаются только верхние зубы. К этому же упражнению можно предложить положить счетную палочку на верхнюю губу и удержать.

3.Поднимание и опускание поочередно верхней и нижней губы.

4.Губы слегка растянуть в улыбку, а затем одновременно спрятать их вовнутрь и принять исходное положение.

5.Покусать поочередно верхними зубами нижнюю губу и наоборот. После каждого упражнения давать возможность расслабиться.

6.Всовывание верхней губы за нижние зубы и наоборот.

7.Широким кончиком языка облизать нижнюю губу и оставить широкий язык на нижней губе в спокойном состоянии (удержать под счет 1, 2, 3).

8.Широким кончиком языка «чистить зубы» - слева направо и обратно.

9.Проталкивать язык сквозь сомкнутые зубы; закусить переднюю часть языка, поднимать вверх, опускать (под счет).

10.Постучать широким кончиком языка за верхними альвеолами, с подключением сильной толчковой ротовой воздушной струи

II. Артикуляционная гимнастика для гласных звуков.


1. Наказать непослушный язык.
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его  широким, распластанным.
Описание: слегка приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10 до 5-10.

2.Сделать язык широким.
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Методические указания: 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3.Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу. 4.Боковые края языка должны касаться углов рта. 5.Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

3.Спрячем язычок.
Цель: вырабатывать умение изменять положение языка в полости рта.
Описание: широкий язык с нижней губы внести в рот за нижние зубы. Повторить 3 – 5 раз.

4.Качели.
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Описание: рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Широкий язык прикасается к верхним зубам, а затем к нижним.

5.Веселый язычок.
Цель: вырабатывать умение опускать корень языка.
Описание: почесать кончик языка о верхние зубы, пересчитать зубы, упираясь в каждой.

6.Дотронуться кончиком языка до верхних резцов, до верхних резцов, до нижних и оттянуть язык вглубь рта.
7.Широко раскрыть губы – расслабиться под счет.

8.Попеременное движение: улыбка: губы округлены – расслаблены по счет.

9.Губы растянуть в улыбку – расслабиться под счет.

10.Закусить нижнюю губу, а затем под счет опускать и поднимать верхнюю губу (5-6 раз)

11.Вытягивание губ в трубочку – оскаливание зубов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ ГИМНАСТИКИ

         Занятия ведутся по такой схеме: сначала воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами такой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведется воспитание движений собственно звукопроизносительных органов: губ, языка, мягкого неба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.
         Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.
         Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
         Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
         Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах).
         Темп – это скорость движения. Вначале движения производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным.
         Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
         Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
         При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.
         В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляется последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. Исключение составляют дети с дизартрией. При выполнении артикуляционной гимнастики зрительный контроль у таких детей используется выборочно, с учетом формы и степени дизартрией.
         После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т.д.  Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.
         Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы – «Качели»), к нему подбирается картинка – образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому – либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Логопед также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно её исполнять, запоминать последовательность действий.
         Упражнения перед зеркалом логопед выполняет вместе с ребенком. Для этого он должен уметь показать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.
         Если у ребенка не получается какое-то движение, нужно использовать механическую помощь, например поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, зонда и т.п. Ребенок не всегда точно ощущает, где должен находиться в данный момент его язык. Тогда логопед концом ручки чайной ложки проводит в этом месте (например, у бугорков за верхними резцами).
         Пассивные движения ребенка постепенно переводятся в пассивно – активные, а затем и в активные (самостоятельные) при зрительном самоконтроле перед зеркалом. Сначала самостоятельные движения будут замедленными. В процессе многократных повторений они становятся легкими, правильными, привычными и могут производиться в произвольном темпе.
         Закрепление любого навыка требует систематического повторения действий, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно по два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнения не должны доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.
         Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15 – 20, а при условии коротких перерывов – и более.
         Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, логопед вообще не вводит нового упражнения, а отрабатывает старый материал, используя для его закрепления новые игровые приемы.
         Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо логопеда. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы – ярко окрашены.
         Логопед должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Работа организуется следующим образом.
         1.Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
         2.Логопед показывает выполнение упражнения.
         3.Упражнения выполняет каждый ребенок по очереди, а логопед проверяет правильность выполнения.
         4.Упражнение выполняют все дети одновременно.
         Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
         Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение не верно – это может привести к отказу выполнять движения. Надо показать ребенку его движения, подбодрить.
         Если логопед видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с ним индивидуальную работу или дает задание воспитателю, родителям отработать с детьми эти движения
         Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой стороне лица, но в случае расслабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна, более слабая сторона и упражнения служат для её укрепления. В этом случае практикуются движения с нагрузкой, т.е. с преодолением сопротивления. Дополнительно может применяться массаж.
         Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений, их разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Так, при легких функциональных дислалиях артикуляционная гимнастика обычно заканчивается с переходом к автоматизации правильного выполнения движения. При дизартриях её рекомендуют проводить длительно, и тем длительней, чем тяжелей поражение.
         Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе её проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнению. Для красочного и забавного оформления игры – занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.
        
        

        

















УПРАЖНЕНИЯ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
ГИМНАСТИКИ

Упражнения для мышц плечевого пояса

         Исходное положение – стоя или сидя, спина и шея прямые.
         1.Повороты головы в стороны. При повороте – вдох носом, при возврате в исходное положение – вдох ртом.
         2.Наклонить голову вперед – вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходное положение (вдох ртом).
         3.Повороты головы в стороны: налево (выдох носом), прямо (вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).
         Движения 1, 2, 3 сначала выполняют без сопротивления, затем – с сопротивлением руки, упирая её кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.
         4.Вращение головы слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом на полном повороте.
         5.Поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки обеих рук.
         6.Ладони к ушам; наклоны головы в стороны с сопротивлением рук.
         7.Опускание, запрокидывание, повороты головы с произнесением звуков а-э-и-о-у.
         8.Круговые движения головой.
         9.Круговые движения головой с произнесением на выдохе гласных звуков.

Гимнастика жевательно – артикуляторных мышц.

         Вся жевательная мускулатура является парной, свои функции эти мышцы выполняют одновременно и в зависимости друг от друга. Мощные и короткие пучки мышц, малый рычаг и амплитуда движений обуславливают быструю утомляемость жевательной мускулатуры, особенно при нарушении функции височно-нижнечелюстного сустава. От состояния его функции зависит участие зубочелюстной системы в актах жевания, мимики, речеобразования. Поэтому профилактика возникновения контрактур (ограничений движения) является важной задачей лечебной гимнастики в случаях речевой патологии, и особенно при хирургическом лечении детей с дефектами нёба. При проведении лечебной гимнастики необходимо индивидуально дозировать физическую нагрузку, увеличивая или уменьшения количество упражнений и число их повторений, изменяя исходное положение, амплитуду движений или количество мышечных групп, участвующих в выполнении упражнений.
         1.Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закрывание рта свободное и с преодолением сопротивления рук).
         2.Челюсти в спокойном положении (счет «раз, два»). Движение нижней челюсти вперед на счет «три»:
а) без нажима на нижнюю челюсть языком;
б) с сильным нажимом – подталкивание языком нижней челюсти при движении вперед.
При движении челюсти вперед – вдох через нос, при закрытии рта – выдох через рот с произнесением в конечный момент звука с или з.
         3.Оттягивание нижней челюсти назад на счет «три»:
         а) язык пассивен;
         б) язык с силой оттягивается назад.
         4.Выдвигание нижней челюсти вперед с последующим оттягиванием её назад. Закусив кончик карандаша, поднимать карандаш к носу и опускать вниз. (Дыхание, положение языка и звуки как в упр. 2)
         5.Движение нижней челюсти вправо, дыхание через нос:
         а) язык пассивен;
         б) язык с силой упирается в челюсть, помогая движению.
         6.Движение нижней челюсти влево (производится так же, как и вправо).
         7.Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево непосредственно одно за другим:
         а) язык пассивен;
         б) язык подталкивает нижнюю челюсть.
         8.Имитация жевания.
         9.Беззвучное произнесение гласных а, э, у, и, о. Кончик языка у нижних резцов.
         10.Круговое движение нижней челюстью (подбородком рисуем букву о) при открытом и закрытом рте.
         11.Статическое напряжение жевательных мышц (плотно сжать зубы на два счета и медленно разжать их на счет «три»).
         12.Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевание).
         13.Максимально частое открывание рта с произнесением звуков па-па-па.

Гимнастика мимико-артикуляционных мышц.

         Мимическая мускулатура располагается поверхностно и одним концом вплетается в кожу. Она наделена свойством отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц. Выполнять упражнение лучше всего перед зеркалом. Ребенок может визуально контролировать правильность движения и его амплитуду.
         1.Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.
         2.Поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины; при опускании – глаза почти раскрываются и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщинки.
         3.Попеременное закрывание правого и левого глаза.
         4.Одновременное закрывание правого и левого глаза.
         Если какой-либо глаз в отдельности от другого не закрывается, то не закрывающееся веко придерживают в закрытом положении пальцем, то время как другой глаз ритмично закрывают и открывают. Благодаря связи нервов обеих половин лица нервный импульс (толчок) передается на другой глаз, и он начинает закрываться самостоятельно.
         5.Одновременно, затем попеременно прищуривание глаз.
         6.Медленное прищуривание глаз, сначала сразу обоих, затем поочередно левого и правого (следить за активностью нижних век).
         7.Попеременное поднимание углов рта. При спокойном состоянии левой половины рта поднимается правый угол рта, и наоборот.
         8.Нюхательные движения. При сжатых челюстях верхняя губа несколько поднимается, обнажая зубы; носогубные складки резко выражаются.
         9.Одновременное поднимание обоих углов рта.
         10.Поочередное поднимание левой и правой щеки. Вдох носом, выдох ртом.
         11.Челюсти сжаты. Попеременное поднимание углов рта:
         а) с закрыванием соответствующего глаза (поднимается вся щека);
         б) без закрывания глаз, с минимальным подниманием щеки.
Вдох носом, выдох ртом, сквозь зубы активной стороны.
         Если угол рта не поднимается, то при импульсах поднимающего движения другой угол рта удерживается от движения пальцем, а недействующий угол рта ритмично поднимается пальцем.
         12.Зубы и губы сжаты. Одновременное опускание углов рта. Дыхание через нос.
         13.Зубы и губы сомкнуты. Поочередное опускание левого и правого углов рта. Дыхание через нос.
         14.Движение ноздрями (одновременное и поочередное).
         15.Придать лицу выражение удивления, радости, горя, гнева.
         16.Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, нижнюю челюсть слегка опустить.

Упражнения на стимуляцию движений
нижней челюсти

         1.Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
         2.Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке.
         3.Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шепотным произнесением звуков а или э на твердой атаке.
         4.Откидывание челюсти вниз с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка).
         5.Откидывание рта с преодолением сопротивления и произнесением звуков а или э на мягкой атаке.
         6.Открывание рта с преодолением сопротивления и произнесением звуков а или э шепотом на мягкой атаке.
         7.Открывание рта с откидыванием головы назад.
         8.Открывание рта и запрокидывание головы назад с преодолением сопротивления руки логопеда, лежащей на затылке.
         9.Открывание рта с поворотом головы вправо-влево.
         10.Мысленное или шепотное произнесение ряда гласных, требующих различной ширины раскрытия рта: а-и, а-э, а-о, а-у, а-и-а, а-э-а, а-о-а, а-у-а и т.д.
         11.Выдвигание нижней челюсти вперед при закрытом рте.
         12. Выдвигание нижней челюсти вперед при открытом рте, губы в улыбке.
         13.Движения челюсти вправо-влево при закрытом рте.
         14.Движение челюсти вправо-влево при открытом рте.
         15.Исходное положение: рот открыт. Движение челюсти вправо, затем возвращение в исходное положение; выдвигание челюсти вперед, возвращение в исходное положение; движение челюсти влево, возвращение в исходное положение.
         16.Имитация жевания.
         17.Круговые движения челюстью (подбородком рисуем букву о).
         18.Максимально частое открывание рта с произнесением па-па-па.

Гимнастика мышц зева и глотки

         1.Глотание кашицеобразной пищи, жидкости, сглатывание слюны.
         2.Позевывание, широко открывая рот, сильно втягивая воздух, но без заметного выдоха.
3.Покашливание. Широко открыв рот, напрячь мышцы плечевого пояса, шеи, всего дна ротовой полости и, с силой сжимая кулаки, откашляться. Выполняется перед зеркалом.
4.Покашливание с высунутым языком.
5.Глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос при закрытом рте.
6.Имитация рвотных движений.
7.Сделав предварительно рвотное движение, с напряжением мышц плечевого пояса, рук, шеи громко откашляться со звуков а.
8.Имитация жевания (происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки).
9.Подражание: а) голубиному воркованию, б) стону, в) мычанию; имитация свиста.
10.Произнесение гласных звуков а-э-и-о-у.
11.Пропевание гласных звуков  а-э-и-о-у.
12.Запркидывание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку на затылке ребенка и дает инструкцию запрокинуть голову назад).
13.Опускание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку на лбу ребенка и дает инструкцию резко опустить голову).
14.Запрокдывание и опускание головы при сильном нажиме подбородком на кулаки обеих рук.
15.Выдвижение языка к подбородку и последующие втягивание его в рот с преодолением сопротивления. Ребенку предлагается вытянуть язык к подбородку, а затем втягивать его в рот; в это время логопед резкими рывками пытается удержать язык ребенка вне рта.

Упражнения для активизации мышц
мягкого нёба

         1.Полоскание горла тяжелыми жидкостями (кисель, сок с мякотью, варенец).
         2.Глотание: а) слюны, б) капель воды, сока и т.п.; имитация глотательных движений.
         3.Позевывание, широко открывая рот.
         4.Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.
5.Вдох носом и ртом одновременно – выдох ртом (выдох многократный, частый, толчкообразный, при напряженном нёбе).
6.Произвольное покашливание.
7.Покашливание с высунутым языком.
8.Имитация рвотного движения.
9.Имитация рвотного движения с высунутым языком.
10.Сделав предварительно рвотное движение, громко откашляться со звуком а.
11.Храпение на вдохе и выдохе (подражание спящему).
12.Произнесение гласных звуков а, э, о, у, и на твердой атаке.
13.Пропевание гласных звуков  а-э-и-о-у.
14.Фиксируя мягкое нёбо в зеркале зрением, ритмично поднимать и опускать его, вначале сочетая поднимание с зевком, а затем без зевка.
15.Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: н… а, н… а. (Звук н отделяется от а паузой).

Упражнения для языка

         1.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик его касался нижних зубов.
         2.Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Высовывание языка наружу «лопатой» (1)*: языку придается плоская широкая форма – так, чтобы он боковыми краями касался углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии положение удерживается под счет 5-10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, язык не высовывался далеко. Если долго не удается придать языку достаточно широкую форму, то а) произносить с вялым языком пя-пя-пя, бя-бя-бя; б) на растянутый между губами язык задувать (выдыхать воздух); в) нараспев тянуть звук и.
         3.Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его по всей поверхности, постепенно высовывая и снова вытягивания. Покусывания должны быть легкими.
         4.Широкий язык с силой протискиваться между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Губы в улыбке.
         5.Рот открыт. Губы растянуты – оскал. Высовывание языка наружу «иголочкой» («жалом») (2); языку придается возможно более заостренная форма. Следить, чтобы кончик языка не загибался. Если это движение долго не удается, то а) язык протискивать между зубами или губами, сжимая его губами с боков; б) тянуться языком к отодвигаемому от него пальцу, карандашу или конфете; в) сильно вытягивать язык вперед, вправо, влево и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводить его к средней линии рта и фиксировать в таком положении.
         6. Рот открыт. Губы в улыбке. Поочередное высовывание широкого и узкого языка: «лопатой» - «жалом» («иголочкой»). Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
         7.Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать попеременно широко распластанным («лопатой») и узким («жалом». Следить, чтобы губы оставались неподвижными.
         8.Такие же движения языком, но внутри ротовой полости; кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы. Рот открыт. Губы в улыбке (следить, чтобы они оставались неподвижными).
         9.Рот широко открыт, губы растянуты – оскал. Высовывание широкого языка как можно дальше изо рта, а затем втягивание его как можно глубже в рот, чтобы образовался лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
         10. Рот открыт. Губы в улыбке. Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево так, чтобы кончик языка касался уголков рта (3, 4). Следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.
         11.Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать нижнюю губу от одного уголка до другого, стараясь кончик языка доводить до верхнего внешнего края губы. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, нижняя челюсть не двигалась.
         12Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать нижнюю губу из стороны в сторону. Кончик языка загибать до внешнего края губы. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, нижняя челюсть не двигалась.
         13. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать губы, делая движения по кругу. Кончик языка доходит до внешнего края губ. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, нижняя челюсть не двигалась.
         14.Рот открыт. Облизывание зубов под верхней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше. Следить, чтобы  челюсть не двигалась, губы не раздвигались.
         15.Рот закрыт. Облизывание зубов под нижней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше и больше. Следить, чтобы  челюсть не двигалась, губы не раздвигались.
         16.Рот закрыт. Облизывание зубов под губами по кругу, загибая кончик языка как можно больше. Следить, чтобы  челюсть не двигалась, губы не раздвигались.
         17.Рот открыт. Облизывание зубов под верхней губой, кончик языка заворачивая как можно больше. Следить, чтоб  рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.
         18.Рот открыт. Облизывание нижних зубов под губой, как можно больше заворачивая кончик языка. Следить, чтоб  рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.
         19. Рот закрыт. Облизывание зубов под губами по кругу, загибая кончик языка как можно больше. Следить, чтоб  рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.
         20.Рот  закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась (5,6).
         21. Рот открыт.  Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.
         22.Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается движение языком вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть  не двигалась.
         23.Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой стороны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
         24.Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по нижним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с одной стороны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
         25.Переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох, и т.п. (Рекомендуется при малоподвижном языке).
         26.Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык соответственно к верхней и нижней губе. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался (7, 8).
         27.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка вставить между верхней губой и зубами (9), затем между нижней губой и зубами (10). Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался.
         28. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык к верхним и нижним зубам (11). Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.
         29. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать  широкий язык к носу и опускать к подбородку (12). Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
         30. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на бугорки за нижними зубами с внутренней стороны (13), затем поднять на бугорки за верхними зубами, тоже с внутренней стороны (14). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
         31. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять вверх к мягкому нёбу. Следить, чтобы язык оставался широким, нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
         32.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения назад - вперед. Следить, чтобы язык оставался широким, а его кончик доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта. Губы и челюсть должны быть неподвижны.
                  При выполнении упражнений 29 – 32, чтобы предотвратить закрывание рта, пользуются расширителем или  пробкой. Проще способ с пробкой: в угол между челюстями вставляется пробка, она может быть резиновой или деревянной с проволочной рукояткой для удержания между зубами. Можно использовать чистый палец.
         33.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Следить, чтобы язык был все время широким, а его кончик завернутым. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.
         34.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять к носу, затем опустить к верхней губе, вставить между верхней губой и зубами, прикоснуться к краю верхних зубов, дотронуться до бугорков за верхними зубами, погладить твёрдое нёбо, делая движение кзади. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, язык не сужался.
         35.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку, затем поднять  к нижней губе, вставить между нижней губой и зубами, дотронуться до бугорков за нижними резцами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, язык не сужался.
         36.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким завернутым кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной стороны, затем с внутренней («язычок перешагивает через зубы»). Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, язык не сужался при втягивании в рот.
         37.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к нижним резцам с наружной стороны, затем с внутренней. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, язык не сужался при втягивании в рот.
38.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить верхние резцы с внутренней стороны, делая движения сверху вниз. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны, язык не сужался и не выходил за зубы.
39.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить бугорки за нижними зубами с внутренней стороны снизу вверх. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны, язык не сужался и не выходил за зубы.
         40.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка  дотронуться до нижних резцов с внутренней стороны, затем до альвеол. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижными.
         41. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до верхних резцов с внутренней стороны, затем до альвеол. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
         42.Рот открыт. Губы в улыбке. Вылизывать вогнутую сторону ложки всей поверхности кончика языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
         Слизывание капель с вогнутой поверхности укрепляет самый кончик языка. Уменьшая последовательно размер ложки от столовой до ложечки для горчицы, можно добиться более тонких и точных движений.
         43.Губы в улыбке: а) закусывать зубами боковые края языка, оставляя свободным только его кончик; б) при этом положении языка загибать его широкий кончик к верхней и нижней десне. Следить, чтобы губы оставались неподвижными.
         44.Рот открыт. Губы в улыбке. Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы почти до клыков, поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
         Упражнения 43-44 довольно трудные, так как требуют активности края языка; в то же время они очень полезны для многих звукоустановок, поэтому должны тщательно отрабатываться.
         45. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягивается вниз, в рот. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
         46. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «желобком», «лодочкой» (15): боковые края лопатообразного языка поднимаются, и по средней продольной линии языка образуется впадина. Если это движение долго не удается, то полезно помогать подниманию краев языка губами, осторожно надавливая ими на боковые края языка. Иногда помогает надавливание ребром шпателя (еще лучше – зондом) по средней линии языка, дети также могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!).
         47.Рот открыт. Язык высунут «желобком», неподвижен, а губы то широко раскрываются, то касаются «желобка».
         48.Рот открыт. Губы в улыбке. Язык внутри рта «желобком» («лодочкой»).
         49.Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой», «ковшиком» (16, 17): боковые края и кончик языка поднимаются вверх, спинка посередине ямкой опускается. Удержать положение под счет 5 – 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя губа не поддерживала язык.
         50.Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой». Сдувать ватку с кончика носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, ветка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно их слегка прижать. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
         51.Губы в улыбке. Широкий язык лежит между губами. Задувать на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы язык и губы были расслаблены, не напрягались. Язык зубами не закусывать. Щеки не должны надуваться.
         52. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: т-т-т, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал. Звук т надо произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Кончик языка не должен подворачиваться.
         53.То же, что и в упражнении 52, но произносится звук д-д-д.
         54. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднимать за верхние зубы и многократно произносить да-ды, сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык. Следить, чтобы произнесение носило характер четкого удара, кончик языка не подворачивался, и ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для контроля надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклонена.
         55. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала нужно производить медленные движения, потом, постепенно убыстряя темп, добавить звук голоса, пока не послышатся звуки бл-бл (как индюк «болбочет»). Следить, чтобы язык был широким. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед. Нижняя челюсть не двигается.
         56.Губы в улыбке. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек липкой конфеты. Попросите ребенка приклеить конфету к нёбу за верхними зубами. Следить, чтобы работал только язык: нижняя челюсть должна быть неподвижна. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить указательный палец или пробку сбоку между коренными зубами. Упражнение надо сначала выполнять медленно, постепенно убыстряя темп.
         57. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижат к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелком (пощелкать кончиком языка). Сначала упражнение выполняется медленно, потом темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь, губы не вытягивались в «трубочку».
         58. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и беззвучно оторвать (беззвучно пощелкать кончиком языка). Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не загибался внутрь, кончик языка упирался в нёбо за верхними зубами и не высовывался изо рта.
         59. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были неподвижны.
         60.Присасывание спинки языка к нёбу сначала при сомкнутых челюстях, а затем при разомкнутых челюстях.
         Если присасывание не удается, то:
         а) на спинку языка положить липкую конфету; ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфетку;
         б) полусогнутый указательный палец наложить сверху на подбородок, а большим пальцем той же руки надавливать снаружи, снизу вверх, на дно ротовой полости, подталкивая спинку языка к нёбу.
         61.Рот закрыт. Присасывание к нёбу и отрыв со щелком от него спинки языка; кончик языка упирается в нижнюю десну, челюсть не двигается.
         62. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание к нёбу и отрыв от него со щелком от него спинки языка; кончик языка упирается в нижнюю десну. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.
         63.Рот закрыт. Губы в улыбке. Присасывание всего языка «лопатой» к нёбу и последующий отрыв от него со щелканьем при сомкнутых челюстях.
         64. Рот закрыт. Губы в улыбке. Присасывание всего языка «лопатой» к нёбу и отрыв от него со щелканьем. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, губы не вытягивались в «трубочку», нижняя челюсть не двигаясь.
         Чтобы избежать движения нижней челюсти, пользуются роторасширителем или пробкой. Можно использовать палец.
         65.Спинка языка прижимается к нёбу, кончик упирается в нижнюю десну. Раскрывание и закрывание рта при таком положении языка. Губы в улыбке.
         66.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну; переднее – средняя часть спинки языка приподнимается до соприкосновения с нижними резцами, а затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, а нижняя челюсть не двигалась.
         67.Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Кончик языка упирается в альвеолы за нижними резцами. Язык с силой протискивается между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.
         68. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Выдвижение передней части спинки языка вперед (язык как бы «выкатывается» изо рота), а затем втягивание её в рот. Следить, чтобы язык не сужался, кончик его от зубов не отрывался, губы и нижняя челюсть не двигались (18).
         69. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть  языка то поднимается вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опускается вниз. Следить, нижняя челюсть не двигалась.
         Если это движение не удается, то на первых порах корень языка подталкивается вверх пальцами снаружи в области подъязычной кости или предлагается дышать носом при открытом рте.
         70. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опущен вниз и оттянут назад, спинка выгнута. Длительно произносить звук ы («как гудит пароход»). Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта, спинка языка была все время выгнута.
         71.Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка языка прогибается вниз, кончик свободен. Делается движение языком вперед – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
72. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание широкого лопатообразного языка к нёбу и удержание его в таком положении под счет до 10, а затем отрыв со щелчком. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были прижаты одинаково плотно (ни одна половина не должна опускаться), кончик касался верхней десны. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
         73. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание широкого языка всей полостью к нёбу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка, а кончик языка касался верхней десны.
         74. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы струя выдыхаемого воздуха должна быть узкая, а не рассеянная.
         75. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опускается к подбородку, на кончик языка кладется бумажный квадратик размером 1  1 см. и сдувается. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети произносили как бы звук ф, а не звук х (выдыхаемая струя воздуха должна быть узкая, а не рассеянная).

Гимнастика губ и щек

         1.Надувание обеих щек одновременно (25).
         2.Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую) (27, 28).
         3.Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперед (26).
         4.Попеременное надувание и втягивание щек.
         5.Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком (29), а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.
         6.Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам (21), а затем вновь спокойно смыкаются.
         7.Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях. При вдохе хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят звуки с, з, и.
         8.Оскал с раскрыванием и закрыванием рта и последующее смыкание губ.
         9.Оскал: а) оскал, челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.
         10.Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов.
         11.Вытягивание губ широкой трубочкой, воронкой при разомкнутых челюстях (22).
         12.Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, имитация надувания мыльного пузыря (23).
         13.При широко разомкнутых челюстях губы вытягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам (32).
         14.Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опускание их вниз при плотно сжатых челюстях.
         15.Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы.
         16.Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.
         17.Опускание и поднимание в 4 приема поочередно обеих губ: а) поднять верхнюю губу, б) нижнюю губу опустить, в) верхнюю опустить до нормы, г) нижнюю поднять до нормы.
         18.Имитация полоскания зубов: воздух изнутри сильно давит на губы (этому движению вначале можно помочь поочередным надуванием щек).
         19.Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу.
         20.Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).
         21.Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы.
         22.Вибрация губ (фырканье лошади).
         23.Движение губ хоботком влево, вправо; так же – растянутыми губами.
         24.Вращательное движение губ хоботком: вверх, влево, вниз, вправо; сначала движения выполняются отдельно, потом слитно.
         25.При сомкнутых челюстях нижняя губа движется вправо, влево.
         26.Такое же движение верхней губы.
         27.При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы поднимаются к носу и опускаются к подбородку. Дыхание через нос.
         28.Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ): а) упражнения с присоской; б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости; в) удерживать губами карандаш, пластмассовые, стеклянные трубочки (при дыхании воздух проходит по обеим углам рта – сразу или поочередно); г) удерживать губами марлевую салфетку (делается попытка её выдернуть).
         29.Укрепление губ при беззвучном произнесении:
         а) согласного п-п-п;
         б) гласных у, о, и;
         в) при беззвучном чередовании движений от а к и, от о, к у и обратно;
         г) при беззвучном плавном переходе от и к а от а к о, от о к у и обратно;
         д) при беззвучном артикулировании ряда с плавным переходом и-а-о-у и в обратном порядке.
         30.Выдувание воздуха поочередно каждым углом рта.









































Комментариев нет:

Отправить комментарий

ВНИМАНИЕ!