Страница для родителей


 06.11.2024

Как повысить самооценку подростку

В наше время родители часто сталкиваются с проблемой низкой самооценки своего ребёнка, особенно это касается девочек подростков.

Как родителям разобраться откуда возникает эта проблема берётся, а главное – как помочь подростку повысить самооценку? Описание: https://dorogakdomu.ru/upload/iblock/027/wdn07qu2yfrldf4t6iqu4ehu9y1ace0h/PupnTuVpnnM.jpg

 

Подростковый возраст - очень сложный и важный период развития личности, период ее становления. Меняется не только тело ребенка, меняются все психологические составляющие личности, закладываются новые системы ценностей, приоритетов, целей. Этот процесс преобразования сопровождается активным поиском, наполненным экспериментами, успехами и ошибками.

В этот период родителям особенно важно создать условия подростку для формирования полноценной, социально-активной личности с адекватной самооценкой.

Особенно обостряется чувство заниженной самооценки в подростковом возрасте на фоне развития выдуманных комплексов и недостатков. Если вовремя не объяснить сыну или дочери, как правильно оценить свои данные и возможности, то негативный отпечаток может остаться на всю жизнь. В такой период родители должны быть особенно внимательными, чтобы вовремя распознать проблему и помочь избавиться ребенку от внутренних комплексов.

Если самооценка подростка занижена – это приводит к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т. п.

Причины заниженной самооценки у подростков

·неблагополучные родители или другие лица, которые играют влиятельную роль в их жизни

· стрессовые жизненные события

· травма или оскорбления

· плохая успеваемость в школе

· плохое отношение со стороны сверстников

· одиночество

· отсутствие возможности присоединиться к референтной группе;

· постоянная критика

· завышенные требования и т.д.

Подростку необходимо иметь положительное представление о себе. Это является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка отрицательная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия.

Правила при общении с подростком, которые помогут поднять их самооценку:

1.     Исключить необоснованную критику. Чтобы указать ребенку на ошибку, критика должна быть направлена именно на его поступки, а не на личность.

2.     Признание личности ребенка. Следует предоставлять детям возможность принимать самостоятельные решения, озвучивать свое мнение, иметь личные интересы.

3.     Регулярная похвала. Дети нуждаются в постоянном одобрении своих достижений, поэтому их необходимо хвалить как можно чаще - это придаст им веры в собственные силы и укрепит ощущение своей значимости в семье. В случае если у школьника что-то не получается, не стоит его ругать, лучше предложить помощь и попытаться развить его таланты в другой сфере.

4.     Помощь в самореализации. Иногда в школе дети не могут самореализоваться, так как не попадают под стереотипы данного коллектива. Родители должны предложить своему чаду посещать какую-либо спортивную секцию или кружок, чтобы он мог познакомиться с новыми людьми и реализоваться в другом коллективе на основе собственных интересов. При этом выбрать занятие должен сам подросток.

5.     Научить говорить «нет» при необходимости. Дети с низкой самооценкой фактически не умеют отказывать другим, так как хотят ощутить свою значимость. Но иногда их просто используют в корыстных целях, что не имеет ничего общего с уважением. Необходимо научить ребенка говорить «нет» в таких ситуациях и помочь распознать недоброжелателей, обсудив с ним конкретный случай.

6.     Оказывать поддержку и проявлять уважение. Если проблема низкой самооценки сохраняется у подростка на протяжении длительного времени, то избавиться от неуверенности поможет психолог или психотерапевт. Отсутствие своевременной корректировки поведения может стать причиной усугубления комплекса неполноценности и перерасти в депрессию или неврозы.




03.11.24.

Рекомендации для родителей детей   с ОВЗ. 

Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии

  1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или, когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
  2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
  3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
  4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
  5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
  6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
  7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
  8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
  9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
  10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.

В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья

    Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.

    Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка

Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблем.

    Зачастую родители, испытывая  страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.

    Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

    Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например, шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера! Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка.

    Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.

    Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.

    Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.

Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:

     Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

 Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

 Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

     Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

     Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

     Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

     Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

 Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

 Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

     Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.

     Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.

     Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

     Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.

     Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

     Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

     Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

     Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.

     Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

     Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

 Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.

     Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.

     Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.


 Очень часто родители сталкиваются с различными трудностями в обучении и воспитании ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Одна из многочисленных проблем, это то, что ребенок не может сказать или показать, что у него болит. Школьная программа по АООП II вариант для детей с ТМНР начального класса предусматривает такой учебный предмет как "Человек", в котором есть раздел по изучению частей тела, но обучающих часов очень мало. К тому же минус, заключается в том, что любая коррекционная работа приносит больший результат если начинается в раннем развитии. Но к сожалению детских садов и специалистов в них у нас в России катастрофически мало.

13.10.24

 

Учим неговорящего ребенка различать и показывать части тела (из опыта работы)

 

Так как же быть? Постараюсь помочь. Из опыта работы. Мы с вами будем учить ребенка показывать "глаза".

И так, показ частей тела: голова - лицо (глаза) - совместно со взрослым, самостоятельно. Количество занятий зависит от психофизических особенностей вашего ребенка (один ребенок быстро начинает понимать, с другим потребуется очень много сессий), длительность занятие от 20 до 40 мин.

Задачи: понимание речи; показ частей тела (глаза) на себе, на игрушках (куклы, мишки, зайки и т.п.), на картинках и на других людях.

В работе использую "Метод отдельных блоков" (DTT – методика из АВА-терапии).

Описание метода (пример общий):

Перед ребенком на столе лежит карточка с изображением глаза. Мы говорим: «покажи глаз…» или «где глаз?» и помогаем ребенку показать глаз на карточке . Тренируем до самостоятельной реакции. После чего тренируем самостоятельные реакции после одного, двух, трех отвлекающих стимулов (к картинке добавляется сначала, например: салфетку, или пустую карточку). Когда ребенок из двух, трех отвлекающих стимулов выделяет нужную картинку, вводим следующую картинку (например, нос). И т.д.

Когда ребенок научился различать две, три картинки. Выученные изображения выкладываются перед ним.

Например: из двух предложенных изображений «Глаз» и «Нос» мы говорим: «покажи нос…» или «где нос?» и ребенок должен показать нос, мы говорим: «покажи глаз?…» или «где глаз?» и ребенок должен показать глаз.

1 этап. Учим ребенка показывать глаза на себе.

Здесь мы можем использовать 2 варианта. 1. Если ребенок владеет имитативными навыками. Вы даете инструкцию, "Где глаза?" и показываете на себе "Глаза". Ребенок повторяет за вами. 10 раз вы даете инструкцию с показом, ребенок за вами повторяет, затем подкрепляете (я использую жетонную систему, собрал 10 жетончиков получил приз). Затем вы просто говорите инструкцию без показа (так же 10 раз). Если ребенок после инструкции не показал, делаете подсказку, снова показываете на себе. 2. Ребенок не владеет имитативными навыками, тогда вы даете инструкцию: "Где глаза?" и его пальчиками указываете на его глаза, произносите "Глаза". И так 10 раз. Затем вы говорите инструкцию и ждете когда ребенок сам покажет, если в течение 3-5 сек. этого не произошло, снова помогаете ему (физическая подсказка) его пальчиками показываете на нем.

2 этап. Учим показывать и находить ребенка "глаза" на игрушках.

Переходим к эту этапу в том случае, когда у ребенка любой взрослый, в любой обстановке, спросил "Покажи глаза" и ребенок тут же их показал.

Перед ребенком сидит кукла (или любая другая игрушка, главное глаза должны быть выразительные и похожи на глаза, не пуговки или полубусины у мишек). Инструкция "Покажи глаза?" и его пальчиками показываем глаза у куклы. Все так же как и в первом этапе (сессия до 10 раз и поощрение).

3 этап. Учимся находить глаза на картинке.

Перед ребенком лежит карточка с "Глазом". "Где глаз?" - помогаем физически, его пальцем показываем на картинку (для некоторых детей достаточно подсказки жестом - вы показываете на картинку и ребенок за вами повторяет) и говорим "Глаз". Как только ребенок после инструкции будет без подсказок показывать глаз, мы картинку начинаем передвигать в разные стороны на столе и так же спрашивать "Где глаз?". Ребенок безошибочно находит. Добавляем еще одну любую карточку и просим показать "Глаз". Если ребенок показал, меняем местами и снова инструкция. Ваш ребенок справляется! Добавляем третью карточку повторяем. Если ребенок правильно находит добавляем 4 карточку, не забываем каждый раз менять карточки местами.

Сразу скажу, после инструкции и показа мы комментируем "Глаз" это делаем для того, чтобы ребенок понимал, что означает слово (развитие речи), некоторые дети пытаются повторять. В дальнейшем когда ребенок будет безошибочно показывать мы уже не будем комментировать, а будем просто хвалить.

Этап 4. На другом человеке.

Когда ребенок спокойно показывает "глаза" на себе, на игрушках, на картинках, начинаем его учить показывать на другом человеке.

1 вариант. Вы мама, инструкция "мамины глаза" и помогаем физически его пальчиками показываем на ваши глаза. В дальнейшем можно говорить "Мои глаза". 2 вариант. Для педагогов, инструкция изначально будет "Мои глаза".

Как только ребенок без подсказок показывает ваши глаза. Начинаете играть "Мои глаза - твои глаза"

Таким образом, мы постепенно изучаем части тела. Учим ребенка понимать значение произносимых слов и сопоставлять эти слова с объектом или картинкой.

 


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

1 сентября дети пошли в школу, и каждый день после школы их будет ждать самый нелюбимый вопрос...." Ну, какие оценки получил сегодня?"

ЗАПОМНИТЕ! этот вопрос меньше всего побуждает детей учиться. Лучше спросите его: 

- "Что самого интересного ты узнал сегодня?"

- "Что тебе понравилось больше всего в школе?"

- "Был ли ты счастлив сегодня?"

И если ребенок несчастлив, ему не интересно и не нравиться в школе, то.... так ли важны его оценки?

01.04.2024







У

 Как разговаривать с ребенком ?

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Не бегай по лужам

Обойди лужу

Не кричи

Говори тише

Не ешь быстро

Прожевывай еду хорошенько

Снова беспорядок

Уберись пожалуйста

Сколько тебя еще ждать

Нам пора уходить прощайся

Куда полез

Отойди/спустись пожалуйста

Упадешь

Будь аккуратен

Будешь плакать

Подумай о последствиях

Поскользнёшься

Внимательно смотри под ноги

промокнешь

Возьми зонт/надень резиновые сапоги

Не беги

Иди спокойным шагом

Не торопись

Ты успеешь

Я тебе русским языком говорю

Услышь меня, пожалуйста

Закругляйся

Пора заканчивать, время вышло

Сколько можно говорить?

Мне пришлось повторить несколько раз, выполни мою просьбу

Я уже не знаю, как с тобой разговаривать!

Давай найдем решение которое устроит нас обоих

Ты что, глухой?

Услышь меня, пожалуйста

Ты что, слепой?

Обрати внимание на это, пожалуйста

Тебе не стыдно?

Твой поступок очень огорчил нас/меня. Подумай о своем поступку

Кто тебе разрешил так разговаривать?

В нашей семье та не разговаривают

Я же говорила, что так будет

Извлеки из этой ситуации урок и больше не повторяй этих ошибок

У тебя не получится!

Попробуй, не попробуешь - не узнаешь

Я не знаю!

Давай попробуем найти ответ на этот вопрос вместе.

Я тебя не понимаю!

Уточни еще раз, что ты имеешь ввиду

Ты не прав!

Это твое мнение

Я сказала – НЕТ!

Я высказала свое мнение на этот счет, оно не изменится

Потому, что я так сказал (сказала)!

Потому, что это решение приняли родители

Никаких конфет

Сладкое – на десерт

Как мне это надоело

Я не настроена это обсуждать сейчас. Давай поговорим об этом после ужина

Ты разве не знаешь, сколько уже времени?

Уже поздно, давай спать

Закрой рот!

Я не могу тебе помочь, потому, что просто не слышу

Сейчас получишь?

Я очень огорчен и могу сказать или сделать то, о чем мы оба будем потом жалеть

А я не устала?

Я понимаю тебя, мы все устали

Хватит мне мешать!

Займись пока своими делами, я освобожусь, и мы займемся кое-чем интересным!

Ты что, с ума сошел?

Я неприятно удивлена твоим поступком!

Это дорого!

Сегодня у нас запланированы другие покупки

Кто из тебя вырастет?

Твои сегодняшние поступки повлияют на всю твою жизнь, подумай об этом

Выключи телевизор!

Телевизор перегрелся, ему нужен отдых

Садись лучше за уроки!

Время идет, сделай уроки, а потом займешься ….

На кого ты только похож!

Я тебя не узнаю сегодня

В моем детстве этого не было!

Я был бы рад (рада) иметь в детстве такую игрушку

Вот когда я был (была) ребенкоя, я не был (была) таким как ты….

Ты можешь ошибаться и совершать ошибки, однако главное вынести из них урок и не повторять больше

Хватит плакать из-за ерунды!

Я понимаю, для тебя это важно, давай подумаем, что можно сделать

Возьми себя в руки!

Если ты успокоишься, мы сможем придумать решение.

Смотри куда идешь!

Внимательно смотри перед собой

Да кто с тобой будет дружить!

С кем ты хотел бы подружится?

Ты меня обманываешь!

Мне очень важно, что бы ты сказал правду, иначе иначе я не смогу тебе больше доверять

Возьми себя в руки!

Тебе нужно успокоится, потом мы сможем поговорить

 

 

 


СПОСОБ УЛУЧШИТЬ ПОЧЕРК У РЕБЕНКА

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ ПРИ ПИСЬМЕ.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

ВНИМАНИЕ!